ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Наука, образование, производство – на верном пути

09.02.2024

Не так давно в рамках издательского проекта УрГУПС вышла в свет новая книга «100 лет на верном пути». Она появилась в результате большой библиографической  и творческой работы коллектива издательства, пресс-службы вуза совместно со специалистами Свердловской железной дороги.

Книга «100 лет на верном пути» посвящена истории и современности службы автоматики и телемеханики Свердловской железной дороги. Это особый проект – экскурс в историю и современность службы, сто лет стоящей на страже научно-технического прогресса и обладающей колоссальным интеллектуальным и техническим потенциалом.

Книга, основанная на множестве документальных материалов, живых событиях и судьбах людей рассказывает о многогранной жизни службы, достижениях прошлого и настоящего, планах на будущее. Она повествует не только о технических достижениях, но и о людях, связавших свою судьбу с предприятием, благодаря которым живет и продолжает развиваться сложное многофункциональное хозяйство.  

Особая роль в книге отводится Уральскому государственному университету путей сообщения. Исторически сложилось так, что УрГУПС является основным поставщиком высококвалифицированных кадров в области автоматики, телемеханики и связи. Именно подготовка специалистов имеет решающее значение в деле создания и внедрения новых технических средств, в обеспечении их бесперебойной работы и дальнейшего совершенствования.  Образовательный процесс в вузе ведется в неразрывной связи с наукой.    УрГУПС обладает богатым опытом реализации проектов в сфере автоматики, телемеханики, связи, а научные достижения профессорско-преподавательского состава вуза, инженерные решения его выпускников по специальности АТС широко применяются на железной дороге.

Связан научными интересами и многими годами совместной деятельности со службой автоматики и телемеханики электротехнический факультет. В лабораториях факультета ведутся научные исследования по разработке и внедрению измерительных приборов для диагностирования устройств автоматики и телемеханики, совершенствованию методологии диагностирования устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, разработке методики управления переездной сигнализацией по радиоканалу, совершенствованию сетей, систем и технологий передачи информации и многие другие. Давайте откроем главу книги, посвященную УрГУПС, и сделаем краткий экскурс в историю и современность.

Первым деканом факультета был М.М. Кирилов – видный ученый и организатор производства, участник Великой Отечественной войны. Он же стал первым заведующим кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» созданной в 1958 году. С этого момента началось формирование научно-педагогического состава кафедр факультета, укреплялась материально-техническая база, развивалась научно-исследовательская работа.

В 1959 году была организована кафедра «Связь». Тогда на ней работали всего пять человек, а первым заведующим был А.Ф. Уфельман. С самого начала в кафедральных лабораториях было смонтировано, отрегулировано и настроено сложнейшее оборудование, которое эксплуатировалось по инструкциям для действующих цехов связи на железнодорожном транспорте. Несмотря на большую загруженность педагогической и организационной деятельностью на протяжении многих лет кафедра успешно вела научную работу. 

С 1976 по 1990 год под руководством В. Л. Нестерова на факультете открываются новой специализации, связанные с микроэлектронными системами обеспечения безопасности движения поездов, аудитории и лаборатории оборудуются современными компьютерами, создаются новые научные лаборатории. В этот период значительно растёт потенциал научно-педагогических работников.

90-е годы прошлого столетия были сложными для факультета. Но факультет под руководством декана В.К. Донцова выстоял и даже укрепил педагогические и научные кадры.

С 2009 года по настоящее время деканом электротехнического факультета является доцент В.В. Башуров. На кафедрах ЭТФ работают почти 50 преподавателей. За факультетом закреплены 22 лаборатории, 6 компьютерных классов, которые обеспечивают учебный процесс.

Объединенная кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» является самой крупной на факультете. Здесь работают 37 преподавателей, она включает 18 лабораторий, в том числе две научно-исследовательские, компьютерные классы, лекционные аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием.

Исследовательская работа кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» в основном выполняется в лаборатории «Компьютерные системы автоматики» (КСА), а также в научно-исследовательских лабораториях. Проводятся исследования схем управления светодиодными светофорами, внедряемыми на сети железных дорог ОАО «РЖД», осуществляется разработка и исследование измерительных приборов для диагностирования устройств автоматики и телемеханики, проводятся исследования в области совершенствования сетей, систем и технологий передачи информации.

Кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» совместно со Свердловской железной дорогой реализован проект «Формирование процессного подхода, моделирования, и автоматизация технологических процессов.

На протяжении многих лет высококвалифицированные преподаватели электротехнического факультета обеспечивают подготовку специалистов для службы, успешно проводят лекционные и практические занятия по целому ряду дисциплин: станционные и перегонные системы автоматики и телемеханики, системы диспетчерской централизации, теории электрических цепей, электротехники, электроники, сетей передачи данных и т.д.

Особое внимание уделяется НИРС: за научные работы студентов неоднократно присуждались премии и дипломы всесоюзных конкурсов. Преподаватели УрГУПС – авторы научных трудов и учебников, сыгравших значительную роль в подготовке специалистов - сцбистов. Также непосредственно ученые помогают производственникам Свердловской магистрали: оказывают помощь по созданию новой техники, консультируют.

Исследование системы диагностики измерительными приборами, разработка научной идеи по улучшению работы переездов на железной дороге, создание управляющего устройства для переездной сигнализации, позволяющего повысить безопасность движения – это лишь часть перечня разработок сегодняшних молодых ученых факультета в области автоматики и связи. Их научный труд получает поддержку в виде грантов ОАО «РЖД» для развития идеи и последующего ее внедрения на железной дороге.

Кому как не молодым ученым присущ свежий взгляд на мир, образование и науку? Именно они способны легко перестраиваться и генерировать идеи, креативно подходить к решению той или иной задачи.

Научная новизна, техническая значимость, перспектива исследований – всё это есть в работе преподавателей и ученых факультета, который, используя творческий и научный потенциал, расширяет научную школу университета, создает основу для будущих выпускников – сцбистов.

Елена Красулина