ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Стальной путь длиною в 90 лет

02.08.2023

В июле исполнилось 90 лет вагонному хозяйству ОАО «РЖД» России, созданного как отдельная структура железнодорожного транспорта. Рассказываем о важной дате и о том, какой вклад внесли преподаватели, сотрудники и выпускники первого транспортного вуза на Урале в это движение по стальному пути длиною в 90 лет.

Ты помнишь, как все начиналось…

Вагонный комплекс сегодня –  это огромная живая система, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся, имеющая свои стандарты и правила, традиции и заслуги. Работа в вагонном комплексе – одна из самых непростых и ответственных. Она одновременно и сложна, и интересна. Те, кто выбрал эту сферу деятельности, становятся настоящими профессионалами, сильными личностями с правильными жизненными принципами. Вагонников отличает высокий профессионализм, ответственность и умение принимать непростые решения для достижения поставленных целей.

А все началось 3 июля 1933 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О работе железнодорожного транспорта», в соответствии с которым управление службы тяги было разделено на «Управление паровозов» и «Управление вагонов».

Расположенное на пересечении важнейших направлений, вагонное предприятие, как и в прежние годы, вносит весомый вклад в деятельность железной дороги и продолжает развиваться. Пройдя большой путь в системе НКПС-МПС СССР и ОАО «РЖД», вагонное хозяйство и сегодня остается востребовано отраслью, выполняет важнейшие функции по обеспечению страны железнодорожными перевозками.

Как известно, любую профессию делают привлекательной люди, специалисты, профессионалы. В том числе и те, кто вышел из стен Уральского государственного университета путей сообщения.

Вагоны, оказалось, женское дело

Первый курс лекций о вагонах для слушателей УЭМИИТ преподаватели прочитали в 1968 году, когда была основана кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство». Создана она была в составе электромеханического факультета и возглавила ее хрупкая женщина с боевым характером Н.В. Одинцова. Нина Владимировна позднее стала первым деканом механического факультета. Ранее она занимала должность главного инженера вагонной службы Свердловской железной дороги. Руководящие партийные органы поручили ей наладить выпуск инженеров-механиков, вагонников в стенах УЭМИИТ для нужд Свердловской, Южно-Уральской, Куйбышевской железных дорог. Для этого нужно было сформировать коллектив преподавателей-специалистов, создать производственную базу, наладить процесс обучения студентов. При ней были построены и оснащены 4 лаборатории, получили дипломы около тысячи специалистов.

Своей преданностью делу воспитания специалистов Нина Владимировна заслужила огромное уважение не у одного поколения преподавателей и студентов и внесла неоценимый вклад в формирование факультета и выпускающей кафедры.

От экстернов до магистров

В 1971 году был создан механический факультет, в состав которого вошла выпускающая кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство». Первый выпуск вагонников в количестве 98 человек состоялся в 1973 году, в том числе 25 человек прошли обучение заочно.

Началось активное формирование учебно-научной лабораторной базы кафедры. Первой была создана лаборатория «Динамика вагонов». Параллельно велось оснащение лабораторий «Конструкция и технология ремонта вагонов», «Холодильное оборудование и кондиционирование воздуха», «Электрооборудование пассажирских вагонов». Научный потенциал кафедры получил дальнейшее развитие, был издан учебник «Вагонное хозяйство» для студентов железнодорожных вузов по специальности «Вагоны».

1992 год ознаменован важным событием – созданием филиала кафедры «Вагоны» на Уральском вагоностроительном заводе в Нижнем Тагиле и проведением на его базе ускоренной подготовки специалистов для УВЗ. На базе депо предприятия проводятся занятия по конструкции вагонов, технологии ремонта, электрооборудованию и холодильному оборудованию.

В 2010 году состоялся первый набор в магистратуру по направлению «Наземные транспортные системы». Выпустились первые магистранты по программе «Вагоны», а также первые специалисты целевой подготовки для ОАО «НПК Уралвагонзавод» по специализации «Вагоны промышленного транспорта».

Дело живет

Многое было сделано в Уральском государственном университете путей сообщения для подготовки высококвалифицированных кадров вагонного хозяйства для отечественных железных дорог. Тесное сотрудничество с промышленностью и отраслевыми научно-исследовательскими институтами позволило получить интересные и полезные результаты и внедрить их в пассажирском и грузовом вагоностроении. Наследие кафедры развивают и в наши дни.

Сегодня кафедру «Вагоны» возглавляет кандидат технических наук, доцент Константин Михайлович Колясов. Кафедра обладает богатым научным и методическим потенциалом, а также современной лабораторной базой. Здесь обучают студентов преподаватели вуза, среди которых значительное число докторов и кандидатов наук. Они стажируются в ведущих российских институтах и специальных организациях. Кафедра вела и ведет большую работу по оказанию технической помощи производству.

Выпускники кафедры «Вагоны» занимаются эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом вагонов различного типа и назначения. Также они разрабатывают методы и средства повышения грузоподъёмности, надёжности и долговечности подвижного состава железных дорог, разрабатывают проектную и нормативно-техническую документацию, создают и испытывают новые образцы подвижного состава железных дорог. Большой вклад в развитие железнодорожного транспорта вносят учёные университета в области подвижного состава.

Специализация «Вагоны» многопрофильная. Студенты получают знания, необходимые для организации машиностроительного производства, в частности производства по ремонту и техническому обслуживанию вагонов. А выпускники становятся высококвалифицированными конструкторами и технологами, механиками и, конечно, организаторами производства.

Елена Красулина

Известные выпускники кафедры «Вагоны», которые в разные годы занимали и занимают высокие посты:

  • А. В. Смольянинов – профессор УрГУПС, доктор технических наук, академик Академии транспорта РФ, член экспертного совета ВАК России, председатель диссертационного совета.
  • Н. Ф. Сирина - проректор по учебной работе и связям с производством, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта.
  • Р. И. Зайнетдинов – профессор МИИТ, доктор технических наук, действительный член Академии проблем качества РФ, академик РНАН, ведущий научный сотрудник НИИ космических систем.
  • Н. С. Бачурин – профессор УрГУПС, доктор технических наук, член Академии транспорта РФ.
  • В. Ф. Лапшин – профессор УрГУПС, доктор технических наук, член Академии транспорта РФ.
  • В. А. Чижов – главный инженер Департамента вагонного хозяйства МПС.
  • А. Н. Степанов – заместитель начальника Свердловской железной дороги.
  • С. А. Горячев – начальник управления научно-технической политики ОАО «Уралвагонзавод», кандидат технических наук.
  • Д. С. Лимонов – заместитель директора Екатеринбургского филиала ОАО «Первая грузовая компания».
  • А. П. Ширяев – начальник вагонного участка Екатеринбург, ОАО «Федеральная пассажирская компания».
  • К. П. Демин – заместитель директора управляющей компании ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод».