ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Российские железные дороги: 185 лет в пути

30.10.2022

 

Сегодня исполняется 185 лет российским железным дорогам: в этот день 30 октября открылась первая в России железная дорога общего пользования.


В 2 часа 30 минут от одноэтажной деревянной станции под громкие возгласы ошеломленной публики, со страшным металлическим грохотом, непривычным для людей того времени, весь окутанный клубами черного дыма и запахом угля, очень медленно набирая скорость, первый российский поезд двинулся в путь по чугунным рельсам из Санкт-Петербурга в Царское Село. На том первом российском поезде, на открытой платформе, в конной коляске ехал сам Император Николай Первый.

Колея Царскосельской железной дороги была очень широкой и составила 1829 мм. Длина трассы составляла 25 вёрст (26,3 км).
К моменту открытия первой железной дороги в Санкт-Петербург прибыли 6 паровозов, 20 грузовых платформ и 40 пассажирских вагонов. Первый паровоз получил имя «Проворный». «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день после его отправления писали: «Вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит…».

Так, 30 октября 1837 года было положено начало перевозкам по первой в России железной дороге общего пользования, которая соединила Санкт-Петербург и Царское Село.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что значение этой даты вышло далеко за рамки отрасли, потому что во все времена развитие железных дорог имело для России судьбоносное значение. Железнодорожный транспорт стал настоящим локомотивом модернизации страны в конце XIX века. Расширение сети способствовало развитию целого ряда отраслей – металлургии, машиностроения, угольной промышленности. Огромную роль железнодорожный транспорт сыграл для преодоления последствий Гражданской войны, в обеспечении победы в Великой Отечественной войне.

На дворе уже XXI век. Царскосельский вокзал, с которого началась история наших железных дорог, давно переименован в Витебский. Рядом с наземной железной дорогой здесь появилась подземная. А станция метро, которая находится рядом с Витебским вокзалом, носит название «Пушкинская».

Российские железные дороги продолжают тянуть свои стальные нити, осваивая новые направления, территории и пространства. 185 лет спустя железная дорога по-прежнему на передовой технического прогресса. И теперь несутся по высокоскоростной магистрали сапсаны, перемещая между двумя столицами сотни тысяч пассажиров.

Железнодорожная отрасль обрела для страны громадное стратегическое значение с учетом ее размеров, а также для развития регионов, национальной экономики и качества жизни людей. Специалисты отрасли, инженеры, строители, машинисты, работники диспетчерских служб, проводники вносят свой вклад в эту большую работу. Благодаря инновациям железнодорожный транспорт России шагнул в будущее.

Поздравляем со 185-летием стальных магистралей и желаем идти к самым высоким достижениям так же целеустремленно, как это делали многие поколения железнодорожников прошлых лет. Успехов, крепкого здоровья, счастья и благополучия!