ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Прянчиков Владислав Сергеевич: память надежно хранит подвиг

02.06.2022

Владислав Сергеевич Прянчиков – преподаватель кафедры философии. В УЭМИИТ работал с 1971 года, более 11 лет. Полковник. Воевал с 1943 по 1945 год на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском фронтах, форсировал Днепр, освобождал Киев. Участник боев на фронтах Прибалтики.

Награжден орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, «Знак Почета»; медалями «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями.

Из воспоминаний В. С. Прянчикова:

- Память – это не архив, где хранятся пронумерованные папки с подшитыми в строгом порядке справками о людях и их деяниях. Но война осталась в сердцах и душах ее участников, и никакое время не сотрет в памяти подвиг и труд воинов, верных воинскому долгу и присяге Родине.

Части 14-й железнодорожной бригады полковника С. И. Иванова работали на восстановлении Киевского узла и освобожденных участках дороги от Киева до Фастова. В Фастове было захвачено несколько паровозов и десятки вагонов. По приказу начальника железнодорожных войск 1-го Украинского фронта из этих вагонов и паровозов были сформированы «вертушки» и организована доставка грузов от Киевского узла к фронту.

Скрытно вражеский бронепоезд ежедневно подходил к линии фронта и обстреливал Фастов, таким образом срывал нормальную работу. И тогда начальник штаба бригады майор Измайлов и командир минно-подрывного взвода Мясников решили установить на пути бронепоезда ПТ мину-ловушку. Эту задачу успешно выполнили минеры-добровольцы, заложив усиленную мину. Бронепаровоз, наскочив на мину, свалился. Были повреждены все бронеплощадки. Артиллерия добила подорванный бронепоезд гитлеровцев. Так воины-минеры отомстили за гибель своих товарищей, павших в бою за Фастов в 1941 году.

Во время контрнаступлений гитлеровских войск, пытавшихся сбросить наши войска в Днепр и вернуть Киев, им удалось потеснить части фронта и захватить Житомир, прорваться к станции Умань. До последнего момента, рискуя быть захваченной в плен фашистами, поддерживала связь со штабом части комсомолка телефонистка эксплуатационной роты. Лишь получив приказ о прекращении связи, она, разбив аппарат, покинула станцию с отходящими стрелками. Гитлеровские автоматчики были уже у входных стрелок и вели шквальный огонь по нашим бойцам.

14-й батальон связи получил приказ восстановить железнодорожную связь, разрушенную гитлеровцами, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воинских поездов к линии фронта, где шли тяжелые бои. Гитлеровцы, стремясь сорвать восстановление, бросили против наших связистов самолет «Мессершмидт-409». Он появился внезапно. Шел вдоль трассы, пулеметным огнем обстреливая работавших на линии. Росли потери среди бойцов, работа замедлилась. Срочно проведенное комсомольское собрание обратилось с призывом: «Всем на линию! Связь дать досрочно! Добровольцам не прекращать работу в любых условиях». Задача, поставленная командованием, была решена.

Чувство воинского долга оказалось выше страха смерти. 2-й батальон механизации прикрывал железнодорожный узел Лиски. Самолеты противника по 2-3 раза налетали на станцию, бомбили депо и город. Горели эшелоны, рвались вагоны с боеприпасами, цистерны с горючим – приближалась Курская битва. Офицеры и солдаты батальона, не считаясь ни с чем, выполняли боевую задачу: боролись с огнем на путях, расцепляли вагоны, выгоняя их на перегоны вручную, работали среди рвущихся боеприпасов рядом с горящими цистернами. Они не ходили в штыковую атаку, не штурмовали на танках оборону фашистов, но они работали на Победу, добывая ее своим нелегким трудом, отдавали свои молодые жизни во имя Победы. И это не герои-одиночки, а весь личный состав батальона в целом выходил на поединок со смертью.

Обескровленные в наступательных боях, наши дивизии под ударом гитлеровских танковых и моторизованных дивизий, вынуждены были оставить только что освобожденную Ахтырку. Части противника приближались к станции Кириковка, бои шли в двух километрах от станции, а подразделение мостовиков заканчивало работы по восстановлению моста через реку Псел. В сложившейся обстановке восстановительные работы пришлось прекратить и готовить мост к взрыву. Такой приказ был отдан заместителю командира батальона по технической части майору Бессонову. Приказ предусматривал взрыв моста лишь в исключительном случае – при прорыве гитлеровцев непосредственно на подступы моста.

Бой шел всю ночь. Казалось, еще один натиск – и противник прорвется на станцию. Мост будет обречен на уничтожение! Но целым мост не должен попасть в руки врага. Нервы выдержали. Мост сохранили, а подошедшие артиллерийские части отбили атаки фашистских танков. Когда противник был отброшен по восстановленному мосту, наступающие части Советской армии погнали врага дальше, освобождая Родину.