ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Путешествие в 1960 год

26.03.2020

Давайте совершим путешествие в прошлое, связанное с транспортом в нашем родном Екатеринбурге, в прошлом Свердловске. А именно в 1960 год.

Вашему вниманию представлена подборка занимательной информации, которой 70 лет. Источники: газета – «Уральский Рабочий» 1960-го года, тираж 170000 экземпляров, цена 20 копеек и газета «Вечерний Свердловск» 1960-го года, тираж не указан, цена 20 копеек. По данной информации можно проследить, как развивалась транспортная инфраструктура в Свердловске теперь уже в далеком СССР и как эта тема освещалась в СМИ, что сопутствовало и помогало этому процессу, а что мешало. Это своеобразный календарь событий того периода, который можно листать и листать, чтобы узнавать и познавать, удивляться и даже улыбаться. Итак, сегодня январь. Поехали.

С 1 января введены новые виды телеграфной корреспонденции: письмо-телеграмма (15 копеек за слово) и телеграмма с типовым текстом о встрече пассажиров поездов (5 рублей обычная, 15 рублей срочная).

На авиамаршруте Свердловск – Адлер на ИЛ-18 установлен специальный зимний льготный тариф.

6 января: «Новоселье трамваев». «Вчера вечером новое трамвайное депо на первом километре шоссе Уралмашзавода приняло первые 80 вагонов. Они будут обслуживать маршруты Орджоникидзевского района.

В новом здании депо оборудовано специальное помещение для мойки вагонов, имеется профилакторий для осмотра и небольшие ремонтные цехи, а также специальные комнаты для ночного отдыха и ожидания бригад. При депо построено общежитие для трамвайщиков.

7 января: «Третье трамвайное депо»

По Егоршинскому отделению СВЖД пустили агитпоезд, в составе которого устроен «вагон-ёлка» для детей железнодорожников. 

8 января: «Забота о человеке должна проявляться не только в большом, но и в малом. Эту святую истину не усвоили некоторые работники центральной автостанции Свердловска. Допуская ошибки в регулировании движения, они не научились оперативно и быстро исправлять их, а на справедливые жалобы пассажиров отвечают грубостью. Проверяя одну из жалоб, управляющий горавтотрестом Ф.Н.Перепёлкин строго предупредил руководство и диспетчеров станции. Хотелось бы надеяться, что это – последнее предупреждение, и выводы из него будут сделаны соответствующие. На всех маршрутах и линиях, на станциях и в пути пассажиров должны обслуживать образцово».

11 января: В ответ на жалобу читателя Минина о том, что трамвайная остановка на углу Челюскинцев – 9 января сделана без учёта безопасности движения, сообщается, что остановки на новой линии согласованы с горисполкомом и милицией, а безопасности пассажиров не мешают.

13 января: За обсчёт пассажиров водитель легкового такси В.И. Овчинников отстранён от управления автомобилем на 1 месяц.

«Находчивый пассажир». На остановке «Пионерский посёлок» из-за короткого замыкания проводки загорелся вагон 14-го трамвайного маршрута. Пассажир-тракторист М. Баев помог водителю открыть двери, а затем сбегал в находящуюся рядом автотранспортную колонну № 2, принёс оттуда 2 огнетушителя и потушил огонь до прибытия пожарных.

14 января: «Трамвай пришёл на завод». В Краснотурьинске построена трамвайная линия протяжённостью 3,5 километра. Она связала центр города с его северной окраиной, где расположены несколько крупных цехов алюминиевого завода, мебельная фабрика и другие предприятия.

19 января: «Уралгипротранс» составил проект путепровода по Малышева, которая сейчас разорвана железной дорогой на две части. На его строительство отпущено 2 млн. рублей.

«По улице Красных Зорь» «Рассмотрев проектное задание и сводный сметно-финансовый отсчёт на строительство путей, исполком городского Совета депутатов трудящихся решил одобрить проектное задание трамвайной линии в Ново-Московском посёлке, разработанное институтом «Свердлооблпроект». Трамвай пройдёт по четырём улицам – Красноуральской, Красных Зорь, Семёна Лагоды и Чернорабочих [Викулова]».

20 января: Свердловский локомотиво-вагоноремонтный завод переходит на ремонт паровозов новой серии «Л», однако этот переход развивается медленно, в работе завода много недостатков.

В Свердловске строится радиорелейная станция высотой 114 метров, а также линии радиотрансляции до Перми и Москвы.

На автобусной линии «Синие Камни – Комсомольская стройка» появилась новая остановка – «Домостроительный Завод» около строящегося Шарташского домостроительного завода, первая очередь которого недавно вступила в строй. Завод займётся строительством крупных панелей для домов.

22 января: «Электропоезда семилетки». «Рижский вагоностроительный завод создаёт новые электропоезда для работы на постоянном и переменном токе. Длина вагонов в них увеличится с 20 до 24 метров, что позволит создать три двери. Вагоны обеспечиваются лучшей системы инфляции, люминесцентным освещением, новым реостатно-рекуперативным торможением.

Пригородные поезда оборудуются системой автоматического управления, состоящей из электронной счётно-решающей машины и специальных измерительных приборов. При помощи перфокарт или магнитных лент аппаратура может по заданной программе осуществить пуск, разгон, выбор наиболее экономичного режима движения в зависимости от количества пассажиров, профиля пути, загруженности линии, а также производить остановки в определённых пунктах.

Наряду с электропоездами инженеры проектируют трамваи новой конструкции».

За последний месяц в городе угнали 3 автобуса, принадлежащих 1-й автотранспортной конторе: 2 «ЗИЛ-155» и 1 «ЗИЛ-158», 2 пешехода погибли и несколько ранены после наездов на них угнанных автобусов.

23 января: «Социалистические обязательства трудящихся Свердловской области на 1960 год»

По СВЖД: завершить годовой план досрочно, к 26 декабря; погрузить и перевести сверх плана не менее 2 млн. тонн груза. Перевести в тяжёловесных поездах 50 млн. тонн груза сверх нормы. Ускорить оборот вагона на 1,2 часа, снизить себестоимость перевозок на 1% сверх нормы.

24 января: «На железнодорожных магистралях» – планы СВЖД». На станции Свердловск-Сортировочный диспетчера будут располагаться непосредственно на горке, что позволит ликвидировать дежурных по горке. В нечётной системе станции к лету введут горочную автоматическую централизацию новой конструкции.

30 станций будут оборудованы парковой радиосвязью, а на участке Пермь – Шаля оборудуются устройства автоматической локомотивной сигнализации с автостопами. Полным ходом ведётся пристройка западного крыла Свердловского вокзала.

25 января: На Каменных палатках грязь и запустение, сюда «подбираются» сады-огороды и индивидуальная застройка. Необходимо, пока не поздно, благоустроить тамошний лесопарк и присвоить ему имя Я.М. Свердлова.

26 января: «Застройка на тормозах»

Застройка города ранее велась кварталами, что удорожало строительство, а сейчас она пойдёт крупными жилыми массивами. Разрабатываются проекты массивов около станции Свердловск-Сортировочная, по ул. Машиностроения, Пышминскому тракту, около ст. Аппаратная, в Юго-западной части города. Также пойдёт строительство в районе Восточная – Ленина - Луначарского – Декабристов со сносом ветхого жилья.

28 января: За 4 квартал 1959 года первым стал Октябрьский район, вторым – Орджоникидзевский, третьим – Ленинский и Железнодорожный.

Торжественно отмечается 100 лет со дня рождения А.П.Чехова.

29 января: «Мы видим завтрашний день» – о развитии города. «Скорейшая электрификации всех направлений Свердловской железной дороги позволит организовать беспересадочное сообщение между центром города и его окраинами, особенно с учётом дальнейшего развития жилищного строительства в районе Вторчермета и Уктуса. Также целесообразно построить пригородную железнодорожную станцию между улицами Первомайской и Ленина.

В ближайшие годы необходимо также построить путепроводы на улицах Малышева и Первомайской для улучшения организации транзитного грузового движения и пропуска троллейбусной линии во Втузгородок.

Необходим подземный переход на перекрёстке Свердлова - Челюскинцев, т.к. там очень оживлённое движение автотранспорта. Необходимо завершить реконструкцию Свердлова между Жданова [Мельковской] и Дзержинского, потому как улица в том месте кривая, что затрудняет движение транспорта.

Заглянем в будущее. Комфортабельный троллейбус везёт нас с Привокзальной площади по прямой улице Якова Свердлова к Площади Труда и дальше к Площади им. 1905 года. Там, где река пересекает улицу Малышева, появилось чудесное здание городского драматического театра. Его новый облик будет создан стеклянными виражами.

В районе станции Хрустальная сейчас начинается строительство жилых зданий города-спутника Свердловска. Все подземные коммуникации и автодороги уже проложены».

30 января: «Итоги выполнения государственного плана развития народного хозяйства Свердловской области на 1959 год». По транспорту. СВЖД выполнило план погрузки и выгрузки на 102%, а Свердловское отделение СВЖД – на 103% (погрузка) и 99% (выгрузка). Оборот вагона ускорен на 7% по сравнению с 1958.

План перевозки пассажиров автобусными хозяйствами выполнен на 108%, они увеличились на 24% по сравнению с 1958. В 1959 вновь организованы 33 автобусных маршрута общей протяжённостью 1089 километров. В городах области построено 19,4 км. трамвайных и троллейбусных линий.

Трамвай по области перевёз 249,9 млн., а троллейбус – 45,2 млн. пассажиров. План перевозки трамваем выполнен на 102%, троллейбусом – на 94%.

За пьяный дебош в троллейбусе товарищеский суд вынес выговор водителю троллейбуса Валентину Антипину.


Источник: «Транспорт России»