В УрГУПС, в отличие от многих других вузов, сохранена процедура содействия трудоустройству. Через нее проходят все выпускники независимо от основы обучения. Для каждого выпускника комиссия по содействию трудоустройству подыскивает место работы по специальности.
Среди партнеров вуза - крупнейшие отечественные и иностранные компании: ОАО "РЖД", "Siemens AG", "Синара-Транспортные машины", "Уралвагонзавод" и десятки других. Ежегодно они бьются за право взять на работу выпускника УрГУПС.
Среди наших выпускников - руководители транспортных и административных структур, департаментов ОАО "РЖД", известные спортсмены, звезды российского шоу-бизнеса, министр путей сообщения СССР Леонид Матюхин, первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин, вице-президент ОАО "РЖД" Александр Тишанин, шоумен Сергей Светлаков, мастер спорта по биатлону, заслуженный тренер СССР и России Евгений Колокольников и многие другие.
К завершению обучения всем своим выпускникам УрГУПС помогает трудоустроиться. При процедуре содействия трудоустройству на одного выпускника приходится до пяти работодателей.
Компании-партнеры предоставляют выпускникам расширенный соцпакет и программу карьерного роста. Например, в ОАО "РЖД" выпускников УрГУПС ждет статус молодого специалиста, множество корпоративных обучающих, карьерных, бонусных программ, а также есть возможность получить беспроцентную ипотеку.
—Евгений Алексеевич, насколько остро стоит проблема трудоустройства выпускников железнодорожных вузов? Заинтересованы ли компании-работодатели в специалистах с профильным образованием, но без опыта работы по специальности?
— Транспортные предприятия испытывают дефицит инженерных кадров, который усиливается из-за неблагоприятной демографической ситуации. Остро стоит вопрос обновления кадров. Это означает, что железнодорожные вузы должны готовить все больше и больше специалистов. Задача, стоящая перед нами - видеть тех, кто будет действительно двигать производство по тому направлению, которое необходимо стране. Заявок от предприятий больше, чем выпускников. И дороги на этапе приема абитуриентов заказывает большое число выпускников. Но все же вопрос актуален, причем скорее не по количеству, а по качеству подготовки.
Если говорить о престиже инженерных профессий, то, действительно, он был в определенной степени подорван. Среди нашей молодежи достаточно устойчиво укоренилось желание стать экономистом, юристом, артистом... Кроме того, по новой системе ЕГЭ школьнику предоставляется право выбрать предметы, которые он будет сдавать. Поэтому школьники и не спешат сдавать физику. А кто не сдает физику, тот не предполагает работать в производственной сфере. Это все приводит к тому, что промышленные предприятия ощущают дефицит в инженерных специалистах. Теперь кадры нужны немного другие - не такие, как раньше. Ликвидируется узкая направленность специалиста. Предприятия нуждаются в работниках, которые будут иметь достаточно широкий круг знаний. Но при этом не снижается и потребность в узких специалистах. Всё это привело к тому, что университет был вынужден перейти на двухуровневую систему подготовки специалистов. В такой системе мы сначала готовим всех студентов по широкому комплексному варианту, а затем, на следующей ступени обучения, те, кто решил заниматься узкопрофильным делом, переходят на узкую профилизацию, в том числе в магистратуре. В ближайшее время планируется проведение работы с представителями компаний по вопросу совершенствования подготовки, что связано, в первую очередь, с переходом на двухуровневую подготовку (бакалавр, магистр), как того требуют современные образовательные стандарты.
— Насколько заинтересованы транспортные компании в сотрудничестве с профильными вузами? Ведет ли УрГУПС подобную работу?
— Конкурентов в транспортной сфере у нашего университета нет. Никакие другие вузы не могут готовить специалистов для транспортного комплекса. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой - приоритетная позиция. У нас более 100 долговременных договоров с предприятиями. К примеру, договоры о сотрудничестве с нашими постоянными и надежными заказчиками в подготовке специалистов, предприятия и организации, предлагающие места для трудоустройства дипломированных специалистов: "Уралвагонзавод", ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения", ООО "Уральские локомотивы", ОАО "Синара - Транспортные машины", Качканарский горно-обогатительный комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат. Конечно, основными потребителями кадров остаются Свердловская, Южно-Уральская, Горьковская, а также Северная и Калининградская железные дороги, которые с удовольствием принимают наших выпускников.
Недавно наш университет посетили представители Нижнетагильского металлургического комбината. Они встретились с нашими выпускниками, со студентами 3 и 4 курса. К себе на производство они готовы взять выпускников всех специальностей и создать самые благоприятные условия: оплачивать учебу, выделять специальные стипендии, принимать на практику и гарантировать карьерный рост. Такому крупному предприятию, как металлургический комбинат, без транспортников не обойтись, поскольку половина их успеха зависит от того, как удачно они подберут новые кадры.
— Все ли выпускники хотят работать по специальности? И многих ли удается трудоустроить?
— Вопрос о судьбе выпускников после окончания вуза актуален и интересен не только для администрации университета. Выбирая вуз, вчерашние школьники рассчитывают получить хорошее образование и найти достойную работу после его окончания, а работодатели, заинтересованы в развитии своего кадрового потенциала. Поэтому на 80-90 % наши выпускники уходят работать по специальности. Действительно, в службе занятости нашего региона выпускников УрГУПС нет, и это, пожалуй, главный показатель востребованности кадров.
Хорошие и грамотные специалисты нужны везде. Задуматься о карьере можно уже с третьего курса - компании набирают стажеров с этого времени. Стажировка дает бесценный опыт, который открывает возможность претендовать на лучшие условия.
— Как сейчас обстоят дела на рынке труда? Какие специальности нашего университета наиболее востребованы?
— Страна активно развивается - реформируются и железные дороги. Стремительно развиваются международное промышленное партнерство, технический прогресс, высокоскоростное движение. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных строителей-инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена. На производстве нужны специалисты по автоматике и телемеханике, системам обеспечения движения поездов, транспортному машиностроению. Когда представители "Уралвагонзавода" узнали, что у нас есть специальность "Мехатроника" - они готовы были половину всего выпуска пригласить к себе на работу.
— Вы сотрудничаете с организациями, занимающимися трудоустройством молодежи?
— Наш университет в целом поддерживает давние дружеские отношения с рядом предприятий и организаций - они являются нашими стратегическими партнерами, и мы очень рады этому сотрудничеству.
Ежегодные ярмарки вакансий стали обязательным атрибутом практически каждого солидного университета, в том числе и УрГУПС. В них принимают участие отраслевые организации, компании и ведомства.
— Как найти свое место на рынке труда нынешним выпускникам УрГУПС?
— Такие акции, как "Ярмарка вакансий" помогают будущим специалистам наладить контакт с потенциальными работодателями, определиться с местом работы, получить из первых рук объективную информацию о рынке труда, спросе на выпускников тех или иных специальностей. Руководство университета активно работает по целевым договорам. Здесь ориентирами служат потребности ОАО "РЖД" - идет подготовка специалистов по конкретным специализациям. В 2016 году 25% абитуриентов было зачислено по целевому набору. Для УрГУПС это порядка 600 человек. Впоследствии все эти выпускники автоматически становятся привязанными к будущему месту работы. А "готовое" место работы обеспечит начинающих специалистов столь необходимым производственным опытом для дальнейшей карьеры.