ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Воспоминания об А.А. Кетове, заведующем лабораторией кафедры «Строительные конструкции и строительное производство»

03.05.2024

Сотрудники и преподаватели строительного факультета УрГУПС подготовили цикл воспоминаний об Александре Алексеевиче Кетове. Предлагаем вашему вниманию материалы.

Авторы: Н.Г. Горелов, В.Л. Жулидов, Ю.Д. Макаров, В.Т. Мезенин.

Н.Г.  Горелов:

- Лаборатория строительных конструкций состояла из двух частей. В одном зале (ауд. 99) размещались испытательные стенды для нагружения различных типов конструкций: железобетонных, деревянных и стальных балок и стальной фермы. Это была учебная лаборатория. В ней студенты постигали, каким образом работают те или иные конструкции, вплоть до момента разрушения. Второй зал (ауд. 98) представлял собой научную лабораторию, оснащённую силовым полом, гидравлическими прессами, домкратами и разрывными машинами различной мощности, а также уникальными в своём роде испытательными установками. В этой лаборатории творили молодые аспиранты – будущее российской науки. Вдоль стен лаборатории стояли высокие, до потолка, шкафы, забитые сложной измерительной аппаратурой. Во главе этого огромного хозяйства стоял скромный, но очень компетентный человек –  Александр Алексеевич Кетов. Так получилось, что со дня основания кафедры и до самого конца жизни он был первым и единственным  заведующим лабораторией строительных конструкций в УЭМИИТ – УрГУПС. За это время (45 лет) через его лаборатории прошли более двух тысяч студентов и несколько десятков аспирантов. Все они получали внимательное отношение и техническую помощь со стороны заведующего лабораторией.

Нельзя не упомянуть отдельно ещё об одной сфере деятельности лаборатории и её руководителя – это многочисленные работы  в области прикладной  строительной науки. Всем известно, что строительные сооружения, такие как здания, мосты, эстакады, дымовые трубы, как и люди, подвержены процессу старения. Это бывает выражено  в изменении физических свойств строительных материалов конструкций, повреждении элементов зданий и сооружений. Всё это ведёт к снижению безопасности эксплуатации капитальных строений. Для отслеживания степени развития перечисленных негативных факторов существует целая система по оценке технического состояния объектов строительства. Александр Алексеевич, возглавляя лабораторию строительных конструкций,  был на переднем крае таких специфических работ. С его участием выполнялись работы по обследованию конструкций зданий различного типа и назначения. Наиболее ответственными были работы по измерениям при испытании мостовых сооружений. Он обеспечивал измерения требуемых параметров при статических и динамических нагружениях пролётных строений и опор не одного десятка мостов. Результаты его измерений имели очень важное значение при определении грузоподъёмности мостовых сооружений.

В.Л. Жулидов вспоминает рассказ А.А. Кетова: «Как-то я выпускал в полет реактивный истребитель с братом А.И. Микояна. Помните, как в фильмах показывают техника в шлеме и в очках, со связью, который держит две своих руки вертикально вверх и все время что-то показывает пилоту в кабине? Это он так подтверждает пилоту, что фиксирует их работу визуально.

В случае с Микояном я дважды не выпускал его в полет, так как не работала система… Микоян ругался, но после меня благодарил».

Ю.Д. Макаров:

- После армии Александр Алексеевич поступил в УПИ работать в лабораторию на кафедре МОМЗ (механизированное оборудование металлургических заводов). Сейчас там уже все не так, а тогда, на 1 этаже, наши лаборатории были рядом. Мы были знакомы, поэтому, когда в УЭМИИТ  открывали кафедру, я пригласил его туда (1978 г.).

Не забуду, как мы (не помню точно год) решили вместе с Александром реализовать свое ежегодное право на бесплатный проезд поездом. Поехали в Ленинград, я тогда и дочку взял. Время провели прекрасно, потому что установились у нас по-настоящему дружеские отношения. Побыли в Питере, потом вернулись обратно. Помню до сих пор.

В.Л. Жулидов:

- Мы с Александром Алексеевичем познакомились сразу, т.к. все младшие научные сотрудники, преподаватели помоложе сидели в цокольном этаже, выходившем окнами на тогдашний стадион. Было там холодно, и все мы периодически выходили погреться во внутренний коридор. Также периодически, но реже, в наше холодное помещение приходили «авторитеты в области систем теплоснабжения», чтобы определить причину такого холода.

В то время в «машинном зале», где были силовые механизмы, шла уборка помещений от строительного мусора. Особенно тяжело было выковыривать остатки деревянной опалубки из двух «силовых ручьев». Это место, куда опускается хвостовик мощного анкерного болта.

Припоминаю, что Александр Алексеевич как-то появился со знаменитым титановым ломиком в нашей лаборатории. И, если обычный стальной лом мы могли согнуть в процессе работы, то с титановым  это не мог сделать сам Александр Алексеевич. А ведь он был тяжелоатлетом!

Да, действительно, много в лаборатории было сделано его руками. Кто не помнит деревянные указки на защите дипломных проектов и курсовых?!

Поставить новую лабораторную работу было не так-то просто. Автор (преподаватель) формулировал техническую суть её в описании работы, а реализовывал её уже Александр Алексеевич. Например, у меня была лабораторная работа на тему «Испытание на несущую способность однопролетной железобетонной балки». Во-первых, нужно было готовую балку иметь. Для этого договаривались с одним из заводов ЖБИ об изготовлении такого элемента. Во-вторых, нужно было провести оплату, доставить и выгрузить балки. Манипуляторов у обычных грузовиков тогда что-то не припоминается. Конечно, А.А. Кетов был тяжелоатлетом-любителем,  но и ему не под силу было разгрузить транспорт в одиночку.  Делали так: Александр Алексеевич брался за один конец балки, а мы вдвоем-втроем – за другой.

Таким же образом и устанавливали балку в силовую раму перед испытанием. Но по замыслу работы нужно было определить, из каких материалов была выполнена балка. Бетон и его прочностные свойства определялись дважды: при помощи молотка Кашкарова и с помощью ультразвука прибором ДУК. Это без учёта данных по марке бетона от завода-изготовителя. Кстати, сегодня есть возможность высверливать еще и керны из боковой поверхности балки, если боковые поверхности параллельны. Следовательно, так можно получить готовые образцы для испытания образцов бетона разрушающим методом.

Александр Алексеевич на этой стадии «лабораторки» обычно настраивал ДУК, предоставлял субстанцию для гидравлического контакта УЗ-датчика с бетоном. Вещество это почему-то напоминало вазелин. Перед началом, собственно, испытания приложением нагрузки я иногда позволял себе напомнить теорию. Конечно, с помощью соответствующих приборов магнитного действия искали положение стальной арматуры внутри балки.

Не могу не упомянуть, чем лично я обязан Александру Алексеевичу – это помощь в проведении экспериментальной части моей кандидатской диссертации. Мой научный руководитель, заведующий кафедрой, проф., д.т.н. С.М. Скоробогатов договорился об этом на БЗСК в экспериментальной базе УралАтомТЭП, где начальником был прекрасный человек – Виктор Иванович Степанов. Изготовили около двух десятков железобетонных плит в натуральную величину. Их нужно было испытать ступенчатой нагрузкой с помощью гидравлических домкратов. При этом, на каждой ступени после приложения нагрузки требовалось снимать показания тензодатчиков, наклеенных на плиту (я не могу опустить этот важный момент) В.Б. Порожняковым. Испытания проводили мы втроём: Тамара Ивановна Николайчук (Менщикова), Александр Алексеевич Кетов и ваш покорный слуга, В.Л. Жулидов.

Это было летом, и в какой-то момент в адрес Саши поступило предложение поехать по профсоюзной путёвке на юг. Без колебаний мы согласились выполнить оставшуюся работу вдвоем. Столь велико было взаимное уважение в нашем коллективе.     

Было еще путешествие в «вагоне Ельцина». Дело в том, что на Свердловской железной дороге был такой особый штабной вагон, внешне имевший надпись типа «Путеизмерительная лаборатория». Внутри же был маленький столик с каким-то прибором, накрытым салфеткой. На этом путейская тема заканчивалась. В вагоне все было устроено для длительных рабочих поездок: имелась пара купе для отдыха, у проводника – холодильник и газовая плита для приготовления пищи. Оставшееся пространство вагона представляло собой зал для совещаний и планерок. Поскольку мы работали в системе Свердловской дороги и ехать нужно было, кажется, в Карпинск – вот такой способ передвижения для нас и был предложен. Тему работы я уже не помню, все это заслонил собой вагон, в котором когда-то передвигался Б.Н. Ельцин.

Еще характерный штрих. Когда работа получалась, и настроение позволяло, Саша мог начать известную тогда по мультфильмам песенку, например: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу». Тот, кто был рядом в этот момент, мог подхватить песню и продолжить ее по-своему.

В.Т. Мезенин:  

- С Александром Алексеевичем я познакомился в ноябре 1978 г., когда по приглашению А.З. Клячина пришел работать в УрЭМИИТ младшим научным сотрудником. С Александром Алексеевичем мы вместе трудились в лаборатории кафедры в цокольном этаже. А.А. Кетов был очень светлым, дружелюбным, жизнерадостным и симпатичным молодым человеком с белокурой кудрявой шевелюрой. Он родом из г. Серова, в юности он увлекался штангой, был крепкого телосложения и отличался физической силой.

А.А. Кетова сразу назначили заведующим лабораторией кафедры «Строительные конструкции», и он практически с нуля стал заниматься оснащением лаборатории, в чем все сотрудники кафедры ему помогали. Для лабораторных работ по курсу «Испытания сооружений» он по моим чертежам заказал металл и организовал изготовление стенда и фермы из одиночных уголков, установил на ферму тензорезисторные датчики и закоммутировал их на измерительный комплекс ЦТМ. Все лабораторные комплексы и оборудование появились на кафедре благодаря в том числе и энергии, работоспособности и компетенциям А.А.  Кетова

Он быстро подружился со специалистами отдела МТС УрЭМИИТ и обеспечивал кафедру всем необходимым для учебного процесса и НИОКР. Работал он всегда с улыбкой и веселым настроением и других подбадривал всякими снабженческими шутками-прибаутками («Не хватит  - так останется», «Получите и будьте любезны», «Запас карман не трет» и т.п.). После работы часто оставались поиграть в настольный теннис, стол стоял в коридоре у входа в лабораторию (ауд. 99). 

Много раз мне довелось выезжать с ним на обследования строительных сооружений, были в Краснотурьинске, Качканаре, Сосьве, Нижнем Тагиле, Березовске и других местах. С ним было просто общаться и работать, он отлично разбирался в приборах и технологиях для обследования строительных конструкций, был надежным и хорошим товарищем.

Однажды после работы в Сосьве (обследовали мост) по пути заехали в Серовский металлургический техникум, в котором учился А.А. Кетов.

Научные работники кафедры прибыли для испытаний моста через р. Сосьва (третий слева – А.А. Кетов)

Научные работники кафедры прибыли для испытаний моста через р. Сосьва (третий слева – А.А. Кетов)

На заседании кафедры (1980-е годы): Ю.Д. Макаров, В. Орлов, во втором ряду – А.А. Кетов. За Ю.Д. Макаровым – Ф.И. Вилен и Т.И. Николайчук

На заседании кафедры (1980-е годы): Ю.Д. Макаров, В. Орлов, во втором ряду – А.А. Кетов. За Ю.Д. Макаровым – Ф.И. Вилен и Т.И. Николайчук

В.Т. Мезенин, Т.И. Николайчук, А.А. Кетов

В.Т. Мезенин, Т.И. Николайчук, А.А. Кетов

 Большой=

Большой вклад в качественную подготовку инженеров-строителей вносят к.т.н,  доценты Н.Г. Горелов, А.М. Липкинд, И.Б. Лузенина, А.В. Куршпель, О.С. Горнева, доценты О.А. Трофимова и И.Е. Пенкина (крайний справа – А.А. Кетов)

 Большой=

Кафедра укомплектована опытными научными работниками, проектировщиками и инженерами. Большинство преподавателей кафедры имеют ученые степени и звания. (Крайний справа – А.А. Кетов)