ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Наука и просвещение: интервью с проректором по научной работе С.В. Бушуевым

08.02.2021

День российской науки отмечается 8 февраля. Но в 2021-ом у научного сообщества двойной праздник – этот год объявлен годом науки и технологий. В УрГУПС науке отводится особая роль: предоставляются условия для молодых ученых, запускаются программы научных исследований, поддерживается мотивация работников. Об этом и не только – в интервью с проректором по научной работе С.В. Бушуевым.

– Сергей Валентинович, каковы итоги научной деятельности УрГУПС в 2020 году. Какие проекты Вы считаете самыми значимыми из реализованных?

– УрГУПС принимал и принимает активное участие в разработках и реализации отраслевых программ развития транспортного комплекса Российской Федерации и УрФО. Среди ключевых проектов наших ученых отмечу работу в сфере научно-технического сопровождения организации скоростного и высокоскоростного движения, проектную и строительную деятельность для ВСМ. УрГУПС выиграл конкурс с АО «Скоростные магистрали» и выполнил проект на тему: «Разработка модели взаимодействия подвижного состава и контактной сети при движении со скоростями до 400 км/ч». Еще одно направление – оптимизация структуры транспортных сетей и транспортных услуг, включающее математическое моделирование спроса на транспортные услуги и создание модели пространственного распределения пассажиропотоков в поездах и автобусах. Ученые и студенты, участники междисциплинарного еженедельного семинара УрГУПС «Технологии цифровой трансформации», в 2020 году отличились участием в программе КЛИК Агентства стратегических инициатив (АСИ), посвященной большим данным, и вошли в топ-100 лучших из 3000 российских команд.

 – С какими трудностями пришлось столкнуться научному сообществу УрГУПС в период дистанционной работы? Как справились с этими трудностями?

– Я уверен, что для интеллектуального труда расстояние не помеха. УрГУПС располагает отлично базой, серверами и платформой для удаленной работы и образования, которые позволяют решать теоретические и управленческие задачи науки. Выполнение экспериментов и прикладных задач было возможным и в лабораториях с соблюдением дистанцирования и использованием средств индивидуальной защиты.

– Расскажите о мерах финансовой, профессиональной поддержки молодых ученых в УрГУПС?

– Для поддержки молодых представителей науки в УрГУПС существует Совет молодых ученых и специалистов (СМУиС), который занимается разработкой различных программ, содействует развитию творческой научной активности. После защиты диссертации молодые ученые могут рассчитывать на служебное жилье или на получение беспроцентной ссуды для приобретения собственного жилья. Грантовые конкурсы являются популярным способом материальной поддержки научной деятельности. Уже второй год подряд в УрГУПС проходит полуфинал программы «Умник», где в случае успешной презентации своего проекта молодой ученый получает грант на его реализацию. Участие в научно-исследовательских конференциях с докладами, публикации статей в научных журналах также отмечаются денежными выплатами студентам и аспирантам. Профессиональная поддержка молодых ученых осуществляется благодаря сотрудничеству УрГУПС с ведущими научно-исследовательскими институтами ОАО «РЖД» и предприятиями АО «Росжелдорпроект», АО «Скоростные магистрали», ФГУП «ПО «Октябрь». Наши ученые имеют возможность принимать участие в совместных учебных, научных мероприятиях и исследованиях, а студенты – обучаться работе в корпоративной среды автоматизированного проектирования крупнейшей железнодорожной проектной организации ОАО «Росжелдорпроект» в программах КАСПР, САПР ЖД, КапРем.

– Какие направления транспортной отрасли Вы считаете наиболее перспективными для научных исследований?

– Транспортная отрасль – важнейший двигатель производственной, хозяйственной, экономической и научной деятельности России. Поэтому все направления подготовки вуза востребованы для исследований и инноваций. Новая стратегическая и перспективная сфера деятельности наши ученых – управление поездами с помощью «интеллектуальных локомотивов» и цифровой радиосвязи. Этот принципиально новый способ позволит снизить межпоездные интервалы и повысить пропускную способность линий.

– Профессия ученого предполагает высокий уровень мобильности и разносторонний подход. Наши аспиранты, ученые выезжают для обмена опытом в научные центры России и зарубежья?

– Такая практика, конечно же, есть. Но в условиях пандемии нам пришлось значительно сократить число командировок. Это минус, поскольку, преимущественно, все главные решения по проектам принимаются в столице. Зато благодаря дистанционному режиму работы нам удалось расширить географию участников научных мероприятий, сделать конференции более массовыми и привлечь в них в качестве спикеров руководство дорог и департаментов ОАО «РЖД». Ярким примером является всероссийская научно-техническая конференция «Транспорт Урала», а из международных - видеомост с Институтом транспорта и логистики Трисакти в Джакарте (Индонезия).

– Что Вы хотели бы пожелать преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам УрГУПС ко Дню науки?

– Научная работа – это сложное, но интересное дело. Ученые УрГУПС активно трудятся над решением актуальных проблем транспорта, развивают самые перспективные направления и разрабатывают новейшие системы и технологии. Я поздравляю всех, кто выбрал для себя путь учёного. Желаю вам новых, интересных научных поводов, и не менее интересных проектов и решений. Будьте здоровы, полны оптимизма, вдохновения и стойкости!


Юлия Спиридонова