ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Рифат Нурович Урманов: солдат, ученый, ректор

19.02.2020

История УрГУПС хранит много интересных страниц, связанных с Великой Отечественной войной. Выдающийся учёный и педагог, воспитавший многих транспортных инженеров, ректор УЭМИИТ с 1974 по 1987 годы, участник Великой Отечественной войны Рифат Нурович Урманов занимает в ней заслуженное почетное место. Давайте заглянем в жизненную палитру человека, чье имя вписано красными буквами в биографию единственного транспортного вуза на Урале.

Рифат Нурович Урманов пришел в транспортный вуз 1959 году по приглашению Ивана Васильевича Уткина, который в то время был первым ректором Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. На тот момент за его плечами была большая жизненная школа, полная испытаний и потерь…

В 1941 году, после окончания средней школы, он поступил учиться на энергетический факультет Уральского политехнического института (ныне УГТУ‑УПИ). В течение первой суровой военной осени он, как и все молодое поколение страны, совмещал учебу с работой по обустройству эвакуированных военных заводов, которые размещались на первых и вторых этажах учебных корпусов. В переломный период 1942 года Рифат Нурович добровольно вступил в ряды Советской Армии и был направлен в Челябинское танковое училище. После окончания училища он в качестве старшего механика-водителя тяжелого танка «КВ» прибыл на фронт в распоряжение отдельного 63-го тяжелого танкового полка.

Полк базировался в небольшом белорусском городе Орша. Здесь во время войны шли тяжелые и кровопролитные бои и погибли тысячи воинов-освободителей. Дальше полк последовал на Борисов, который держал оборону с первых дней войны. Потом Минск. Рифат Нурович доблестно нес победу на броне до Варшавы и Берлина. Его доблесть и героизм, проявленные во время войны были отмечены множеством боевых наград. Это: дважды кавалер ордена Отечественной войны II степени, дважды кавалер ордена Красной Звезды, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».

Отвага в бою в последующем стала для Рифата Нуровича Урманова доблестью в труде. Закаленный боевыми походами он вернулся к учебе в УПИ, закончив его с отличием в 1951году. После окончания института был принят в аспирантуру и в 1954 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию. А с появлением Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта, который в наибольшей степени соответствовал профилю его научной деятельности, Р.Н.Урманов принял решение о переводе из одного вуза в другой и пришел в железнодорожный институт. Так, он станет не просто частью транспортного вуза, а его судьбой.

Рифат Нурович создает кафедру «Электрические машины», которую будет возглавлять 33 года. Им организована научная школа в области трансформаторного оборудования для полупроводниковых преобразователей и теории полупроводниковых цепей. Под его руководством в содружестве со Свердловской железной дорогой, заводом «Уралэлектротяжмаш» был выполнен большой объем исследований по разработке и внедрению мощных преобразовательных трансформаторов с бесконтактным и комбинированным регулированием напряжения. Такие трансформаторы были установлены на многих железных дорогах. Их использование позволило сократить число тяговых подстанций, что обеспечило существенный экономический эффект.

В период его работы в должности проректора института по научной работе коллективом вуза была проделана работа, заложившая основы для последующего становления УЭМИИТа как центра научно‑технической мысли, а не только «кузницы кадров».

Успешно защитив докторскую диссертацию в 1974 году, Рифат Нурович Урманов становится ректором УЭМИИТ. В годы его ректорства уделялось усиленное внимание повышению качества учебного процесса. Ежегодно более 80 процентов выпускников дневного обучения защищали дипломные проекты с высокими оценками, 47 процентов дипломных проектов выполнялось на реальные, практически значимые темы.

К 1981году профессорско-преподавательский включал 357 человек, около половины из них имели ученые звания и степени. Появилась практика, которая актуальна и до сих пор: предприятия дорог начали направлять на учебу в вуз студентов на основе целевого набора.

В эти годы было завершено строительство третьей очереди главного учебного корпуса, построен жилой дом для профессорско-преподавательского состава, общежития, студенческая столовая, санаторий‑профилакторий.

Профессор Р. Н. Урманов проявил себя не только деятельным и вдумчивым руководителем ведущего вуза отрасли, но и крупным ученым. За активную трудовую, учебно‑воспитательную, научную и общественную деятельность Рифат Нурович удостоен орденов «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак почета», звания «Заслуженный работник транспорта РСФСР» и знаков «Отличник образования» и «Почетному железнодорожнику». Так, он осуществил мечту закаленного боями танкиста - посвятил себя науке. Рифат Нурович отдал ей все свое ценное время.

Биография Рифата Нуровича Урманова наполнена множеством замечательных дел, о которых можно говорить и писать потомкам. Доктор технических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, требовательный руководитель, опытный педагог, ученый, закаленный в боях, личность с большой буквы – вот лишь небольшой штрих к портрету этого интересного, умного и, безусловно, значимого человека. Поклонимся ему.


Елена Красулина