ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Железнодорожник Модестов Владимир Александрович: на фронтовых дорогах к Победе

25.05.2022

Начальник учебной части военной кафедры УЭМИИТ (1966–1974 годы), с 1974 по 1984 год – сотрудник учебного отдела. В УЭМИИТ работал 18 лет. Полковник в отставке. Весь период Великой Отечественной войны служил в Военных сообщениях на Сталинградском и 1-м Прибалтийском фронтах в должности помощника военного коменданта станций.

Имеет 16 наград: орден Красной Звезды; медали: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейные медали.

Из воспоминаний В. А. Модестова:

 - Летом 1940 года я защитил дипломный проект и стал инженером. Это было в Харькове, в институте инженеров железнодорожного транспорта. Ликование было беспредельным. Я был назначен в Управление Амурской железной дороги заместителем начальника паровозной службы. Оттуда призвался в армию.

В июне 1941 года наш полк находился на строительстве железной дороги на границе с Румынией. На третий день войны нас вернули в Харьков. Оттуда нас направили в Ленинград в Военно-транспортную академию. Город уже готовился к длительной обороне. В это время по железной дороге отправляли в тыл много поездов с женщинами, детьми и стариками, мы принимали в этом участие, а также в городе Красное Село строили инженерные сооружения. Так я стал офицером Военных сообщений – представителем Министерства обороны на железных дорогах.

Первое мое назначение было на ст. Урбах Рязано-Уральской железной дороги в должности помощника военного коменданта железнодорожного участка и станции. К этому времени враг был у стен Москвы, пали города Смоленск, Минск, Киев, началась блокада Ленинграда. 42% железных дорог были разрушены и захвачены врагом, было много разбито паровозов и вагонов. Половина всех поездов на железных дорогах были воинскими.

В 1942 году враг подошел к Сталинграду, началась величайшая битва Отечественной войны – Сталинградская. Некоторые станции были базами снабжения армий Сталинградского фронта. Ежедневно на Сталинград шло более 20 поездов с различными военными грузами и людьми. Враг бомбил все станции 2-3 раза в сутки крупными силами и одиночными самолетами, а шли поезда с боеприпасами, людьми, горючим, а также санитарные летучки. Их пропускали только в темное время суток. Пропускная способность направления Урбах–Ахтуба была 24 пары поездов, а пропускали фактически по 30 и более поездов ежедневно. Одним из способов увеличения пропускной способности была живая блокировка – вместо сигналов стояли люди. Порожняк не отправляли обратно, а снимали с рельсов на грунт. Вывозили только цистерны, спецвагоны и санитарные поезда.

В связи с переполненностью фронтовых госпиталей все легкораненые шли своим ходом по железной дороге, а далее садились в любые вагоны и ехали до эвакогоспиталей. Раненые привязывали друг друга к каким-либо устройствам внутри вагона, чтобы не упасть на ходу поезда. Комендант станции, которая встречалась им на пути, зачастую не имела возможности даже накормить раненых, было много неприятных моментов.

Положение на станциях нашего участка железной дороги осложнялось с каждым днем, бомбежки усиливались, количество поездов, следующих на фронт, резко возросло, разрушение станций и перегонов становилось тормозом всей работы.

Помню, в конце октября 1942 года на станции Анисовка во время налета вражеской авиации стоял поезд с боеприпасами. Поездная бригада убежала в укрытие, а поезд нужно было немедленно отправлять. Маршрут был готов, а бригады не было. Пользуясь своей специальностью, я вывел этот состав, 3-4 километра, на перегон, затем туда прибежала бригада и повела поезд дальше. В дальнейшем это было уже обычным явлением. Даже был приказ ГКО, обязывающий во время опасности уводить поезда со станции. Я был представлен к ордену Красной Звезды.

В январе 1943 года немецкая группировка в Сталинграде была уничтожена и пленена. Так бесславно для фашизма закончилась Сталинградская битва. Позднее я был направлен в район Курска, затем на 1-й Прибалтийский фронт на станцию Полоцк.

С начала марта 1945 года был направлен на Свердловскую железную дорогу, ст. Свердловск-сортировочная, на должность помощника военного коменданта, в августе 1946 года был переведен в Управление начальника передвижения войск Свердловской железной дороги в должности офицера-диспетчера.