ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«ЭМФ – чемпион»: интервью с деканом электромеханического факультета

26.04.2021

Театр начинается с вешалки, а УрГУПС начался с электромеханического факультета. Не зря вплоть до 1994 года наш университет именовался как УЭМИИТ - Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Сегодня с этим факультетом нас познакомит поближе декан Цихалевский Игорь Станиславович.

- Игорь Станиславович, расскажите, чем интересен электромеханический факультет?

- Рассказ о факультете нужно начинать с того, что история нашего вуза в принципе невозможна без электромеханического факультета. В то время имя факультета определило название всего института – Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Электромеханический факультет был создан в июне 1958 года, и по сегодняшний день ЭМФ выпускает инженеров – локомотивщиков и электроснабженцев – настоящих специалистов своего дела.

- Какие специальности и направления существуют, а какие появились, может быть, только в этом году?

- С момента образования на факультете реализуется традиционное классическое образование с присвоением квалификации «инженер путей сообщения», срок очного обучения – 5 лет. Локомотивщики обучаются по специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог» (специализация «Электрический транспорт железных дорог» и недавно открывшаяся специализация - «Высокоскоростной наземный транспорт»). Электроснабженцы осваивают специальность 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» (специализация «Электроснабжение железных дорог»).

Также в последнее время открыто направление подготовки бакалавриата, срок очного обучения – 4 года. Электроэнергетики обучаются по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (профиль «Электрические станции и подстанции») с возможностью дальнейшего обучения в магистратуре по направлению 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» (направленность «Автоматика энергосистем», срок обучения – 2 года очно или 2,5 года заочно).

- Какие преимущества у вашего факультета? Почему абитуриентам стоит выбрать именно ЭМФ?

- С первых дней своего существования и по настоящее время главная цель факультета – дать своим выпускникам инженерное образование широкого профиля. Спектр работодателей может только показаться на первый взгляд «узким», но давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Локомотивщиков радо принять любое промышленное предприятие, имеющее собственные подъездные пути, также стоит добавить, что на протяжении всего срока эксплуатации локомотив необходимо обслуживать и проводить ремонт, чем сегодня успешно занимается целый ряд частных компаний.

У электроснабженца тоже огромное поле деятельности. Он может стать работником по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети железнодорожного транспорта, работником по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожных тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств системы тягового электроснабжения, энергодиспетчером железнодорожного транспорта, начальником участка производства по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, устройств и систем электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта.

Электроэнергетик с легкостью займет должность специалиста по ремонту электротехнического оборудования электростанций, специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи, специалиста по обслуживанию оборудования подстанций электрических сетей. А после окончания магистратуры можно стать специалистом по эксплуатации оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций.

- Какие существуют перспективы трудоустройства?

- Потенциальными работодателями для наших студентов может стать множество предприятий. Локомотивщиков ждут в ОАО «Российские железные дороги» (Дирекция тяги, Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Свердловская дирекция моторвагонного подвижного состава), АО «Синара-Транспортные Машины», ООО «Уральские локомотивы», ООО «СТМ-Сервис», ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» и «Екатеринбургский метрополитен».

Электроснабженцы могут трудоустроиться в дирекции по энергообеспечению ОАО «РЖД», а также в АО «Электросетевая компания», ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», АО «Уралгипротранс», АО «Уралжелдорпроект» - филиал Росжелдорпроекта, МСК «Электрические системы» и так далее.

Электроэнергетикам открыт путь в АО «Уралгипротранс», АО «Уралжелдорпроект» - филиал Росжелдорпроекта, на Белоярскую АЭС, Среднеуральскую ГРЭС, в АО «Электросетевая компания», ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», МСК «Электрические системы», ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» и трамвайно-троллейбусное управление, АО «Наука. Техника. Бизнес в электроэнергетике».

- Как и где обычно проходят практики у студентов?

- Локомотивщики после 3 курса «распределяются» по ремонтным предприятиям ОАО «РЖД», ООО «СТМ-Сервис» и многим другим, где получают слесарные удостоверения. Позже, через год, они им позволяют попасть на эксплуатационную практику – работать помощниками машинистов.

Электроснабженцы после 4 курса «распределяются» по линейным предприятиям и получают профессию электромонтера контактной сети.

Электроэнергетики после 3 курса проходят практику в электросетевых компаниях, получают опыт работы по ремонту электротехнического оборудования электростанций.

- Каким техническим оснащением обладает факультет для реализации образовательных программ?

- Факультет располагает оснащенной лабораторной базой с действующей тяговой подстанцией, участком контактной сети, устройствами электронной и преобразовательной техники, серийными тяговыми электрическими машинами, аппаратурой управления и автоматизации электровозов, а также персональными компьютерами и многими другими учебными пособиями и техническими средствами обучения и контроля знаний. Это позволяет проводить занятия на высоком методическом и научном уровне.

Важное место в учебных планах и программах отводится методикам расчета, проектирования и автоматизации электрического подвижного состава и систем электроснабжения железных дорог.

Также в этом году в рамках дооснащения лабораторно-практических баз транспортных университетов благодаря ОАО РЖД на кафедре «Электрическая тяга» будет организован новый тренажерный класс для подготовки специалистов локомотивного комплекса.

- Как самореализуются студенты во внеучебной деятельности?

- ЭМФ – чемпион! Этот слоган часто можно услышать от студентов. Везде и во всем стараемся принимать не только участие, но и завоевывать призовые места.

В этом году мы снова сохранили кубок «Весна УрГУПС», заняв 1 место. Мы делаем все возможное, чтобы поддерживать статус факультета-чемпиона.

- Какие Вы могли бы выделить три главных качества будущего студента электромеханического факультета?

- Харизматичные, уверенные в себе, знающие свое дело!


Ольга Видешкина