ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

УрГУПС – КНР: на новой волне

06.10.2020

Международная деятельность в Уральском государственном университете путей сообщения выходит на новый качественный уровень.

Свое сотрудничество с зарубежными партнерами – как из Европы, так и из Азии – УрГУПС осуществляет много лет. В основе сотрудничества - освоение и использование международного опыта, развитие международных связей в рамках межвузовских образовательных проектов. Одним из таких проектов является соглашение в области научных исследований и разработок с Чженчжоуским железнодорожным профессиональным техническим институтом (КНР) о создании инновационного исследовательского центра здоровья и безопасности машинистов. Данный проект реализуется кафедрой «Управление персоналом и социология». Чем же так привлекает единственный транспортный вуз в регионе далекий от Урала Китай?

Сегодня международная политика УрГУПС направлена не только на формирование специалистов мирового уровня, умеющих ориентироваться в рыночной экономике, использовать инновации, но и видеть в техническом аспекте человека. Именно о том, какое значение имеет человеческий капитал на железнодорожном транспорте, состоялся разговор на онлайн-совещании с представителями Чанчжоуского железнодорожного профессионального технического института. Тема проекта – «Человеческий фактор и интеллектуальные системы на железнодорожном транспорте» – вызвала живой интерес со стороны китайских партнеров.

О данном проекте, об образовательных контактах с КНР, их развитии и перспективах на ближайшее время мы попросили рассказать проектора по международным связям Наталию Юрьевну Анашкину и доцента кафедры «Управление персоналом и социология» Марину Петровну Гнатив.

Н. Ю. Ананшкина ввела в курс дела и детально рассказала о проекте:

- В 2018 году мы подписали соглашение о сотрудничестве с железнодорожным институтом Чженджоу, который является базовым образовательным учреждением по проведению симпозиумов МАТУ АТР (Международной ассоциации транспортных университетов Азиатско-Тихоокеанского региона). Мы активно вовлечены во все события транспортной Ассоциации. В течение нескольких лет реализовывали программы преподавательской мобильности – наши преподаватели успешно читали лекции и проводили практические занятия на базе Чженчжоуского института. В этом году удалось дать движение проекту «Человеческий фактор и интеллектуальные системы на железнодорожном транспорте». Эта тема изучает психофизическое здоровье и пригодность кандидатов для работы по специальности машиниста. Есть возможность получения гранта китайского правительства на его реализацию. Руководителем проекта была назначена Марина Петровна Гнатив. Летом 2020 года начались рабочие встречи в онлайн-формате по теме проекта.

Наших китайских коллег заинтересовала национальная составляющая. Особенности менталитета, безусловно, влияют на управление транспортными процессами, на командную работу. В настоящее время реализуется большое количество проектов, решающих вопросы, как управлять коллективом, как вести себя руководителю в многонациональных командах. Эта тема актуальна и в нашем транспортном образовании. Любой проект имеет успех, если он находится на стыке дисциплин. Это объективный факт и является большим бонусом в реализации данного направления. Предложенная нами исследовательская модель, в которой учитываются биологические, физиологические, медицинские, социально-психологические, мотивационные, организационные факторы позволяет широко посмотреть на решение данного вопроса.

Проект «Человеческий фактор и интеллектуальные системы на железнодорожном транспорте» имеет серьезные перспективы. Китай подтвердил участие УрГУПС в данном проекте. Наши представители вошли в состав международной рабочей группы. Результатом совместной работы в этом году станет заявка в правительство Китая на получение гранта.

2020-ый и 2021-ый годы объявлены годами взаимодействия с Китаем в русле научно-технического и инновационного сотрудничества. Мы действуем в соответствии с требованиями национальных проектов и векторами развития и взаимодействия государства, выстраиваем профессиональные, научные, дружественные связи. Наше образование престижно в Поднебесной. Когда завершится пандемия, планируем возобновить преподавательскую мобильность, чтение лекций, другие совместные научные и культурные проекты.

На смену индустриальному веку пришел цифровой век. Цифровое мышление и цифровые технологии позволяют успешно работать в рыночных условиях и быть конкурентоспособными. Эти тенденции мотивируют нас, так же как и коллег из Китая, идти навстречу друг другу, участвовать в совместных проектах, учиться управлять и взаимодействовать в новых условиях.

М.П. Гнатив отметила:

- В Чженчжоуском железнодорожном институте хорошо развита научно-исследовательская база. Данный вуз проводит совместные исследования с Пекинским транспортным университетом. На онлайн-совещании нам презентовали исследование шанхайского высокоскоростного метро. Еще исследовался диспетчерский аппарат. Делался качественный анализ диспетчерских смен, их командного взаимодействия. Рабочая нагрузка, частота, направление, скорость, часы отдыха между сменами и рабочий интервал в группе… В итоге была выработана модель рабочей нагрузки с точки зрения биоритмов и командного взаимодействия. В исследовании принимали участие старшие диспетчеры с опытом работы более пяти лет, люди, которые могли выступать эталонной фокусной группой для создания данной методики.

Китайская сторона рассматривала, в основном, техническую сторону вопроса. Мы им предложили более широко посмотреть на исследуемую тему и взять во внимание технологические, культурологические, социально-психологические и психофизиологические аспекты. Таким образом, наш проект «Человеческий фактор и интеллектуальные системы на железнодорожном транспорте» нашел отклик.

Сейчас цифровизация шагнула настолько вперед, что нужно учитывать все аспекты, влияющие на специалиста, который участвует в управлении транспортом. В Китае, например, на государственном уровне введено обязательное высшее образование для машиниста. При эксплуатации 35 тысяч километров высокоскоростных трасс, скорости движения от 350 до 600 км/час, управлением и обслуживанием систем должен заниматься подготовленный контингент с высшим образованием, инженерным мышлением, с хорошими техническими компетенциями. Нагрузка серьезная. В Китае исследуют, как осуществляется скоростное движение между городами, внутри городского округа. Но в таких исследованиях обязательно должен присутствовать компонент исследования человеческого фактора. И этот вопрос совместно мы сможем раскрыть более полно.


Елена Красулина