ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Судьбы военной полотно…

16.03.2020

Знакомьтесь: Василий Григорьевич Безвершук, ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения, железнодорожник со стажем. Он без малого сорок лет отработал на уральских магистралях. Был кочегаром, помощником, а потом машинистом. Вырастил двух сыновей, внуков и правнуков. Но не этим известен ветеран, а своей невероятной военной судьбой.

Несмотря на свои почтенные 91, Василий Григорьевич бодр и разговорчив, обладает непередаваемым чувством юмора, немного грустной улыбкой, проникновенным взглядом и памятью, которая детально сохранила воспоминания о годах войны и оккупации. Когда мы со студентами УрГУПС предложили прийти к нему домой, чтобы пообщаться, он сразу сказал: «Лучше я к вам». И приехал в университет. Здесь и состоялся наш разговор о судьбе пятнадцатилетнего мальчишки, который волею случая стал героем во время Великой Отечественной войны. И это геройство чуть не стоило ему жизни.

- Василий Григорьевич, когда началась война, вы были ребенком. Всех она застала врасплох, вашу семью, наверное, тоже. Где это было?

- На тот момент я жил с отцом и братьями в поселке Турбов в Винницкой области Украины. Мамы рано не стало, нас поднимал отец. Туда, в первую очередь, и пришли фашисты. И первым делом стали выбирать старост и полицаев. Это были кулаки или бывшие заключенные, в общем, те, кто был недоволен советской властью. Мой отец был не в их числе. Он был трудяга, еще и инвалид. Первые годы войны мы вместе с ним трудились на земле. Трудно было в окружении фашистов. Постоянно кого-то расстреливали или вешали на дереве в назидание другим. Страшно.

- А как партизаном стали?

- В 1943 году (тогда мне было 15 лет) я нашел у себя в огороде провод. Я его потянул, намотал на руку – наверное, метров 20. Подумал: хороший провод, можно использовать, как веревку для белья. Но оказалось, что провод являлся телефонным кабелем, который обеспечивал связь с фашисткой зенитной батареей. Оставшись без связи, немцы начали искать, кто оборвал кабель. Так они нашли подростка, то есть меня, и заподозрили в нем советского разведчика. В итоге меня отправили в концлагерь в Польшу.

В концлагере я находился месяцев пять. Там, будучи совсем не окрепшим мальчишкой, все это время жил в страхе. Представьте себе, нас через день, да каждый день выстраивали в колонну. А потом кто-нибудь из немцев шел и тыкал пальцем в любого военнопленного. Однажды указал пальцем и на меня. Сказал выйти из колонны, а зачем – не сказал. Может на работу уведут, а может на расстрел, кто его знает. Представляете, что довелось пережить?! А меня отправили на работы в Чехословакию в город Луже на лесозаготовки. По сути, тоже в плен. Там в 1944 году мне удалось бежать из плена, присоединиться к чешскому партизанскому отряду и воевать против фашистов.

Наш партизанский полк имел 850 человек. На счету партизан было множество успешных операций, но одна из них запомнилась особенно. Недалеко от города Пардубице у немцев был аэродром. Там приземлялись и взлетали фашистские «Мессершмитты». Отряду, где я служил, поступил приказ: во что бы то ни стало взорвать этот аэродром. Но перед этим нужно было разведать территорию. Аэродром был обнесен колючей проволокой, а на вышках стояли часовые. Партизаны решили, что разведать территорию будет проще мне – юркому подростку. Меня перекинули через забор, я успешно провел разведку на местности и вернулся к боевым товарищам. В этот момент нас засекли немцы. Они бежали за нами с собаками. Мы убегали от них, наверное, километров 20. Позже все-таки взорвали этот аэродром.

- Что было для вас на тот момент самой большой мечтой?

- Выжить. Не один раз приходил смотреть смерти в лицо. В 1945 году оказался на волосок от смерти. Нас вместе с партизанами из одной обоймы расстреляли эсэсовцы. Я оказался жив, но очень серьезно ранен. Фашисты пошли проверять, все ли убиты, и живых добивали «контрольными выстрелами». В меня тоже выстрелили, пуля прошла мимо головы, кусок свинца застрял в закинутой на голову руке, и я чудом остался жив. Он и сегодня там. После этого меня нашли местные жители, доставили в госпиталь, где долго лечили. Моих друзей по партизанскому отряду хоронили 9 мая. Так что я, недостреленный, получил второй шанс жить в то время, когда другие умерли.

- Как у вас сложилась судьба в послевоенное время?

- После войны поселился в Свердловске. На Урале много лет проработал машинистом тепловоза. Долгие годы предпочитал не рассказывать о своем боевом прошлом. Сами понимаете, какая судьбы была уготовлена тем, кто был во время войны за границей, в концлагере. Меня неоднократно после войны вызывали в КГБ, задавали много вопросов. А что я мог сказать им, будучи резко повзрослевшим подростком?

И не знал, что мои чешские товарищи меня активно ищут. К счастью, в середине 50-х годов их попытки увенчались успехом. Они сделали мне визу, и я с женой приехал в Чехословакию. Десять дней я встречался со своими боевыми товарищами. С тех пор регулярно посещал Чехословакию. А вот мои боевые товарищи нанести ответный визит не могли. В советские годы Свердловск долгое время имел статус закрытого города. Попасть сюда иностранцам, пусть и из братской республики, было проблематично.

- После войны вы стали работать на железной дороге. Почему выбрали именно этот путь?

- Профессия машиниста – это очень серьёзно. Поймите следующее: мы находимся в том же ряду, что и лётчики пассажирских авиалайнеров, капитаны больших кораблей. Это наша большая обязанность: отвечать за безопасность огромного количества пассажиров. Я на войне отвечал за своих сослуживцев, хотя они были значительно взрослее меня, и в мирное время предпочел взять на себя ответственность. Начал с кочегара на паровозе. После трёх месяцев работы меня направили на учёбу в дорожную техническую школу. Вскоре паровозы сменились на тепловозы. Я проработал на железной дороге 56 лет, 38 из них – машинистом. И ни разу не пожалел об этом.

- Василий Григорьевич, что бы вы сказали сегодняшней молодежи, какие напутственные слова на будущее?

- Самое главное, милые мои люди, берегите мир. Берегите его так, чтобы не было войны. Приятно смотреть на молодых, красивых и жизнерадостных парней и девчат в вашем университете. Перед войной я был таким же беззаботным, пока не надел солдатскую шинель. Она и сейчас со мной, в моей памяти. У вас в 21 веке замечательная мирная жизнь, чему я очень рад. Время идет, мы уходим, а вы остаетесь. Пройдут годы, и многое забудется. Вы не должны допустить, чтобы была забыта победа над фашистской Германией. Надеюсь на вас!

P.S.: Василий Григорьевич – действительно легендарная личность. О военных годах его жизни написана документальная повесть «Разведчик Четвёртого прапора». А в начале этого года в Екатеринбурге прошла премьера фильма «Партизан Василь». Фильм посвящен Василию Григорьевичу. Вот что скажет после премьеры создатель фильма, режиссёр Наталья Саврас:

- Вообще-то я не хотела снимать этот фильм. 90-летний ветеран, война... Тема, конечно, важная, но, признаться честно, мне больше хотелось снимать кино о сверстниках. А потом я познакомилась с Василием Григорьевичем Безвершуком… и влюбилась. Оказалось, что его невероятная, полная совершенно неожиданных поворотов судьбы военная история, как ни странно, очень близка мне лично.


Елена Красулина
Фото: Милена Прокофьева