ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Из будущего в прошлое (часть 2)

01.03.2019

Пермский институт железнодорожного транспорта УрГУПС продолжает рассказывать об интересных исторических фактах. Без прошлого нет будущего.

В годы Гражданской войны, когда Пермь была занята войсками Колчака, техникум был вынужден прекратить свою работу. При отступлении белогвардейцев увезли часть имущества учебного корпуса и учебных мастерских. Но под руководством М. А. Харинского учащиеся, несмотря на опасность смогли спасти часть имущества. Это позволило возобновить занятия после освобождения Перми от белогвардейцев.

В августе 1882 года начались занятия учеников в учебных мастерских слесарной и столярной. С.1883 года слесарная мастерская была переведена в особый каменный корпус, он был перестроен и расширен. В 1884 году корпус был приспособлен для всех трех цехов столярного, слесарного и кузнечного. С 1899 М.А. Харинский, выпускник Пермского железнодорожного училища руководит учебной мастерской. 37 лет Михаил Афанасьевич добросовестно и честно исполнял свою работу.

В музее института хранится подлинник Дипломного чертежа товарного паровоза 1890-1891 гг., выполненного вручную учеником 3-го технического класса Михаилом Харинским.

Воспоминания выпускника училища 1896 года училища Кожанова Александра Ивановича о жизни в училище и о первом начальнике училища: "Геодезии обучал немец Ф.Ф. Гельцерман, добродушный человек. Механику и черчение в 1-м классе и мастерских вели В. И. Соснин, А. М. Губа. Добродушные учителя, никогда не повысят голоса в разговорах с учениками... Начальник училища был строгий - серьёзный А.И. Бер, которому ученики при встрече должны были становиться во фронт и козырять, он приветливо ответит, осмотрит твой костюм. Если нет пуговицы, слабо пояс, грязные сапоги, брюки, тут же накажет за ухо или отправит в карцер под лестницу около раздевалки, где был постоянный сторож старичок - Попов, который замыкал на ключ провинившегося на 2-3-4 часа. Но по своей доброте частенько выпускал ранее срока, если знал, что начальник куда-либо отлучился ненадолго.

1 мая 1905 года состоялись политические демонстрации, митинги, маевки железнодорожных рабочих. 27 мая рабочими Пермских железнодорожных мастерских была объявлена забастовка. Кроме пролетариата бастовали и учащиеся Пермской губернии. В одной из своих петиций учащиеся высказали 36 требований, таких, например, как: 1. Гарантия личности забастовавших, 2. Упразднение экзаменов, Уничтожение бальной системы, 3. Уничтожение внеклассного надзора 4. Сменить надзирателя в общежитии Свобода собраний где бы то ни было. Начальник училища подал рапорт в Учебный отдел Министерства путей сообщения и выслал петицию учеников 1 и 2 классов. Сообщалось, что с 14 октября 1905 года в училище прекращены нормальные занятия.

Как Вы думаете, были ли выполнены требования бастовавших учеников?