ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Проверено в российских условиях

14.06.2018

На СвЖД завершены испытания желобчатого колеса. Это новое устройство для компенсации натяжения контактной подвески. Об итогах мероприятия рассказал заведующий кафедрой «Электроснабжение транспорта» УрГУПС Алексей Ковалёв.

– Алексей Анатольевич, чем обусловлено внимание к такому компоненту?

– Проблема компенсации натяжения подвески давно стоит на повестке дня. От её решения зависит качество токосъёма в различных климатических условиях, а с ним и показатели работы железнодорожного транспорта. Температурные колебания вкупе с ростом интенсивности движения поездов чреваты обрывом контактной сети. Для уменьшения сроков её восстановления предлагается ряд устройств компенсации со встроенным тормозом. Например, храповое колесо. Но оно само подвержено воздействию гололёда. Ещё используется ретрактор. Здесь стопорный механизм защищён, однако нельзя узнать текущую величину натяжения и изменить её. Таких недостатков лишено совершенно новое для нашей страны устройство – желобчатое колесо.

– Каковы его ключевые характеристики?

– Оно производится в Китайской Народной Республике и эксплуатируется на высокоскоростных линиях. К преимуществам следует отнести наличие блокировочного механизма – тормоза. У этого устройства лучше показатели морозо- и влагоустойчивости. Не нужны три блока компенсаторов, что исключает запутывание проводов. Есть защитный корпус. Китайские производители адаптировали желобчатое колесо для своих реалий. В российских условиях устройство опробовали партнёр компании-разработчика – ООО «МК-транспортные технологии», Свердловская дирекция по энергообеспечению и сотрудники нашего вуза из лаборатории «САПР КС».

– Алексей Анатольевич, каким проверкам подверглось желобчатое колесо?

– Сначала мы изучили, как оно ведёт себя при плавке льда, который покрывает провода осенью и весной. Устройство было установлено на одном из перегонов Егоршинской дистанции инфраструктуры. Стопорный механизм не помешал плавке. Затем в университете прошли испытания тросов на разрыв. Мы оценили их совместимость с желобчатым колесом и максимальную величину натяжения. Проводились и опыты при отрицательных температурах. В планах – получить от ОАО «РЖД» одобрение на эксплуатацию, оформить специальные техусловия, утвердить технологические карты по установке новых и демонтажу старых устройств. В перспективе может быть освоен выпуск желобчатых колёс в России.

Евгений Невольниченко

«Уральская магистраль»