ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Специалисты уходят в виртуальную реальность

21.02.2018

Труженики магистрали смогут повысить квалификацию в искусственном мире. Проект молодого преподавателя УрГУПСа Александра Кострова на эту тему получил грантовую поддержку на всероссийском уровне.

Изобретатель предлагает создать интерактивную платформу в сети Интернет, включающую в себя современные обучающие и контролирующие модули. Взаимодействовать с ней предполагается с помощью специальных VR-очков. Эта система позволит вывести обучение специалистов транспортной отрасли на принципиально иной уровень.

– В Екатеринбурге уже довольно долго работает научно-производственный центр, создающий комплексы виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, которые погружают в среду, идентичную реальной обстановке рабочего места. По сути, человеку просто надевают очки, и ему кажется, что он, например, возле стрелки и может выполнять определённые виды работ. Такая программа стоит несколько миллионов рублей. Естественно, это огромные деньги, тем более для учебного заведения, – рассказывает заведующий отделением «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Александр Костров. – Я подумал, что можно делать нечто подобное, но на основе фотографий, так называемых VR-панорам. Стоимость такой разработки около 100 тысяч рублей. Согласитесь, разница существенная.

Специалист объясняет, что высокая цена у екатеринбуржцев обусловлена тем, что объекты виртуальной реальности отрисовываются вручную и затем объединяются в межплатформенной среде Unity, которая используется для создания компьютерных игр. Для этого необходим солидный штат программистов. В проекте челябинского преподавателя предусмотрено создание модулей на основе VR-панорам. То есть обучающие квесты можно генерировать из любых качественных изображений, при этом они не уступают в детализации нарисованным аналогам. В программу можно также заложить нестандартные ситуации. Очки для проекта подойдут даже самые несложные. Простой вариант стоит не более тысячи рублей, более продвинутая версия – порядка десяти.

– По моему предмету в курсе заложено 24 лабораторные работы. Из них порядка двадцати должны проводиться на реальных уст­ройствах. Водить группы на железную дорогу небезопасно, – говорит Александр Анатольевич. – К тому же технологии меняются очень быстро, особенно сред­ства автоматики и телемеханики, локомотивное хозяйство. К примеру, возможна ситуация, когда на магистрали ещё нет определённой единицы подвижного состава, а специалистов нужно готовить заранее. Виртуальные лабораторные работы позволят студенту приблизиться к реальности. Увидеть технику не на бумаге, а, так сказать, вживую. Это более эффективный метод.

Единственное отличие программы от реальности – потрогать устройства руками, в прямом смысле слова, не получится. Но при этом обучаемый сможет выполнять любые виды работ.

Разработку планируется использовать на курсах повышения квалификации. К примеру, такая программа в дистанции сигнализации, централизации и блокировки позволит в короткий срок подготовить специалистов к работе на реальных устройствах.

– Основная идея в том, что можно имитировать и моделировать отказ технического средства. Тот же механик будет более подготовлен к сложной ситуации, сможет заранее отработать действия на тренажёре. Эти программы позволят дей­ствующим работникам не растеряться и устранить неисправность за меньшее время.

На создание одного блока программы требуется около месяца. Правда, сейчас подготовку панорам отложили до лета. Ожидается, что к осени платформа будет открыта в общем доступе.

– Изначально предполагалось сделать программу непосредственно под VR-очки. Так как не везде есть возможность приобрести такое устройство, предложил альтернативу: можно будет просто повертеть картинку на экране мышкой. Всё, что понадобится для работы, – компьютер и доступ к сети Интернет, – говорит Александр Костров.

В дальнейшем можно будет на базе этой платформы создавать неограниченное количество материалов для любых учебных заведений, университетских комплексов и центров, а также использовать для обучения специалистов не только железнодорожного транспорта, но и любых смежных отраслей.

Наталья Сергеева

Фото: Анатолий Шулепов