Над загадкой гениальности бьется не одно поколение ученых. Одни считают, что все дело – в особенностях генов и строении мозга. Другие уверены, что даровитость проявляется лишь при наличии редкой болезни. У советского генетика Владимира Эфроимсона на это была своя точка зрения: «Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». А что из этого правда, сказать пока не может никто…
Именно такие необычные ребята посетили 17 февраля наш университет, где в рамках дня открытых дверей прошел ежегодный конкурс научно-технических работ и проектов «GENIUS-УрГУПС-2018». 28 юных гениев представили свои работы.
Данный конкурс проходил в два этапа: для Пермского края и Курганской области первый этап проходил очно, для других регионов РФ – заочно; второй этап содержал в себе доклады и работы лучших и лучших и проводился в стенах УрГУПС.
Без теории нет практики, да и без практики не будет никакой теории. Следуя этому утверждению, по традиции, конкурс включал в себя два направления: практическое «GENIUS-INVENTOR» и теоретическое «GENIUS-THEORIST». На теоретическом ребята представляли свои работы в виде презентации и доклада, на практическом детище мысли было сконструировано из нехитрых материалов. Однако, обо всем подробнее…
«Теория определяет факт, который вы увидите. – А.Эйнштейн».
Смущенно потирая руки, снова и снова прочитывая сроки наизусть выученного доклада, ждали конкурсанты своей очереди представлять свое открытие. Особенно удивила разноплановость работ – рассказывали и о программировании, и о технологиях в области очистки воздуха, и о домашних животных не забыли.
О питомцах поведал ученик 7 класса Юграмышской средней образовательной школы Андрей Бакин. А вы задумывались о комфорте своих домашних любимцев? О том, что неплохо хомячку подарить умный дом, который будет поддерживать комфортную влажность, включать когда нужно кондиционер и подавать корм в кормушку? Именно такой «ХомиДомик» придумал юный гений. Этой чудо-квартиркой вы можете управлять с приложения на смартфоне – регулировать температуру и влажность. По словам Андрея, данное сооружение выйдет в копеечку, зато вы не будете беспокоиться о своем хомяке, когда вас нет дома.
Поговорив о комфорте домашних питомцев, теоретическое направление плавно перетекло в проблему комфорта в помещениях. Ученица 10 класса Юграмышской средней образовательной школы Полина Гладкова рассказала о своих теоретических разработках, которые, по ее мнению, смогут разрешить проблему духоты в учебных классах и аудиториях. «Автоматизированный рекуператор» такое название носила разработка Полины. Рекуператор проводит обновление воздуха без существенной потери тепла, а это значит, что в помещении будет и тепло и свежо одновременно.
Непросто пришлось компетентному жюри в лице И.И. Гаврилина и А.А. Ковалева, однако конкурс требовал своих победителей. Итоги теоретической части были таковы:
1-е место – Андрей Бакин (МКОУ Юграмышская средняя образовательная школа, Курганская обл., пос. Юграмыш);
2-е место – Ксения Лаврова (МБОУ СОШ № 2, г. Красноуфимск);
3-е место – Виталий Русинов (МБОУ СОШ № 2, г. Красноуфимск).
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика. – Л.Фейербах»
В путешествие в страну изобретений пригласили участники практического направления. Тема хвостатых-полосатых звучала и здесь.
Ученик 6 класса МАУО лицей № 12 города Екатеринбурга Игорь Ладейщиков представил автоматическую кормушку для кота, которую можно использовать также и для собаки. По словам юного изобретателя, на создание устройства его вдохновил любимый кот Тиша, а помощником в работе был школьный учитель технологии. В общей сложности на работу ушло две недели. В перспективе – осуществить массовое производство.
На самом крайнем столике основался гость из Перми. Домом-трансформером удивил ученик 10 класса МАУО лицей № 4 города Перми Михаил Ознобихин. Из подручных средств – пенокартона и батареек – буквально за месяц появился прототип космического жилья. «Думаю, мой дом как раз будет пригоден для жизни на Марсе, ведь он легкий и доставить его на красную планету не составит труда» – заявил амбициозный пермяк.
Изобретения и свежие идеи снова поставили перед трудным выбором справедливое жюри – В.В. Макарова, Б.С. Сергеева, В.А. Сисина и Н.Ф. Сирину. Решения судей для практического направления остались таковы:
«GENIUS– INVENTOR» (6-9 классы):
«GENIUS– INVENTOR» (10-11 классы):
Отрадно наблюдать, как горят глаза у этих ребят, какие замечательные идеи приходят в их светлые головы. Так поможем и поддержим юные таланты – ведь большой путь начинается с малого шага.